Устав церковно-приходской воскресной школы …

 …местной православной религиозной организации прихода церкви святого пророка Божия и Крестителя Господня Иоанна Предтечи г. Барнаула Алтайского Края Барнаульской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящее положение регулирует порядок создания церковно-приходской воскресной школы, определяет ее цели и задачи, отражает ее внутреннюю структуру, условия и содержание деятельности.

2.Данное положение вводится в действие с момента его утверждения Правящим Архиереем Барнаульской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), именуемого в дальнейшем Архиереем, и действует в течение всего времени до его изменения, дополнения или отмены Архиереем.

3.Настоящее положение составлено на основе Указов и распоряжений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, рекомендаций Синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛ

1.Церковно-приходская воскресная школа, именуемая в дальнейшем Школа, является составной и неотъемлемой частью прихода, монастыря, подворья монастыря Барнаульской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), призванная организовывать православное образование и содействовать воцерковлению детей и взрослых.

2.Школа должна действовать при каждом приходе Епархии, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих храм, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская.

3.Школа находится в ведении епархиального отдела религиозного образования и катехизации Барнаульской епархии, именуемого в дальнейшем ЕОРОиК. Школа обязана ежегодно и своевременно предоставлять в ЕОРОиК полную информацию о своей деятельности и качественном состоянии за подписью настоятеля прихода и руководителя (директора) Школы. ЕОРОиК взаимодействует со Школой непосредственно, а также через помощников благочинных в сфере религиозного образования в благочинии.

5.Деятельность Школы осуществляется в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Священного Синода, указами Святейшего Патриарха, распоряжениями Архиерея, циркулярами ЕОРОиК, данным Положением, изменениями и дополнениями к нему, утвержденными Архиереем, Уставом прихода и Уставом церковно-приходской воскресной школы.

Цели и задачи школы

1.Обучение в Школе является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается произволение к личному воцерковлению.

2.Главной целью Школы является приобщение детей разного возраста, молодежи и взрослых к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.

3.Основными принципами устроения Школы являются принцип христоцентричности и принцип экклезиоцентричности.

3.1.Принцип христоцентричности заключается в том, чтобы помочь учащимся стать сознательными, деятельными христианами и обрести личностные отношения со Христом Спасителем.

3.2.Принцип экклезиоцентричности заключается в том, чтобы помочь каждому верующему человеку стать живым членом Церкви Христовой; между преподавателями, учащимися (родителями учащихся) должен совершаться постоянный труд по обретению церковного единодушия.

4.Школа должна налаживать взаимодействие с семьей и участвовать в жизни прихода.

5.Конкретными задачами Школы являются:

— формирование православных представлений о Боге, мире и человеке;

— воспитание благоговейного отношения к святыням;

— вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания, изучение Евангелия и его святоотеческих толкований;

— разъяснение Символа веры;

— разъяснение и помощь в усвоении догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;

— изучение церковной истории, в т. ч. истории Русской Православной Церкви;

— разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам;

— обучение молитве церковной и домашней;

— воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни;

— объяснение понятия греха и добродетели;

— разъяснение нравственных ценностей и их приложения к современной жизни;

— воспитание любви к своей Родине, изучение ее истории;

— воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных;

— приобщение к церковному искусству,

— формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры;

— формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению.

Порядок открытия школы

1.Подготовка к открытию Школы начинается с момента регистрации прихода. Ответственность за подготовку к открытию Школы возлагается на настоятеля прихода и Приходской совет.

2.Решение об учреждении Школы принимается на Приходском собрании. Протокол Приходского собрания об учреждении Школы утверждается Архиереем.

3.Школы при монастырях и на подворьях монастырей организуются по благословению Архиерея и в соответствии с Уставом монастыря.

4.После получения благословения Архиерея приход или монастырь подает в ЕОРОиК в письменном виде информацию о Школе с приложением концепции деятельности Школы и основных сведений о ней (о руководителе школы, духовнике, преподавательском составе, перечне предметов или кружков, месте и времени проведения занятий, числе учащихся, числе возрастных групп и др.).

6.При Школе должна быть организована библиотека (или отдел в приходской библиотеке).

Типы Воскресных школ

По содержанию и формам деятельности выделяются 5 типов воскресных школ.

1. Церковно-приходская школа. В ней присутствует обязательное преподавание вероучительных и церковных дисциплин как основных предметов. Кружковые занятия могут проводиться в зависимости от наличия педагогических кадров, от состава учащихся, от места положения Школы.

2. Церковно-приходская школа-центр. В ней широко представлены вероучительные дисциплины и кружковые занятия.

3. Православно-ориентированная приходская школа дополнительного образования. Центральное место занимают кружковые занятия, ведутся предметы творческого содержания по разным дисциплинам: декоративно-прикладные, музыкальные, литературно-художественные, гуманитарные, спортивно-патриотические и другие. Вероучительные дисциплины представлены минимально.

4. Социально-образовательные приходские структуры, деятельность которых включает в себя различные формы попечения: воскресные школы в детских домах, приютах, тюрьмах, социально-реабилитационных, профилактических центрах и др.

5. Церковно-приходская школа смешанного типа. Деятельность такой школы включает в себя различные элементы вышеозначенных типов школ.

Дополнительные формы деятельности школы

1.На базе Школы могут быть созданы духовно-просветительские центры, клубы и объединения.

2.Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, издательскую, паломническую деятельность, а также деятельность, связанную с социальным и миссионерским служением Церкви.

3.Важным направлением в деятельности школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; создание семейных, детских, молодежных летних лагерей.

4.По решению Педагогического Совета Школа имеет право организовывать деятельность различных мастерских для учащихся и распространять продукцию, изготовленную учащимися.

Организация деятельности школы

1.Внутренняя структура, руководство и управление

Руководство Школой осуществляется настоятелем, директором (руководителем) и духовником Школы.

1.1.Настоятель прихода:

— благословляет и несёт ответственность за деятельность школы;

— радеет об образовании и воспитании своих прихожан;

— является сам духовником Школы или благословляет одному из клириков прихода нести это послушание;

— возглавляет сам Школу или благословляет одному из клириков прихода или церковно опытному, достаточно образованному мирянину стать руководителем (директором) Школы;

— благословляет основные направления деятельности Школы;

— содействует формированию материально-технической базы Школы.

1.2.Духовник Школы:

— отчитывается о деятельности Школы перед настоятелем;

— заботится о церковном и профессиональном образовании и нравственном воспитании педагогического коллектива;

— заботится о создании атмосферы любви и взаимопонимания в школе;

— благословляет годовой (полугодовой) учебный план и план мероприятий;

— проводит духовно-просветительскую работу с детьми и родителями.

1.3.Директор (руководитель) Школы:

— регулярно отчитывается перед настоятелем и духовником Школы;

— ежегодно отчитывается перед ЕОРОиК о деятельности Школы;

— по благословению настоятеля и духовника Школы формирует педагогический коллектив и осуществляет набор в Школу;

— организует составление учебного плана и плана мероприятий;

— следит за качеством преподавания в Школе;

— следит за выполнением Положения о Школе, Устава Школы и правил внутреннего распорядка Школы всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

1.4.Школа должна иметь Устав, принятый на основе данного Положения, и Правила внутреннего распорядка.

1.5.Для решения различных вопросов, связанных с организацией, управлением и деятельностью Школы могут быть созданы Педагогический Совет, Родительский Совет, Попечительский Совет.

2.Преподавательский состав

2.1.Занятия в Школе могут проводиться самим руководителем (директором) Школы, клириками прихода и кем-либо из подготовленных прихожан по благословению настоятеля прихода.

2.2.Преподавать вероучительные предметы в Школе имеют право приходские священники, диаконы и другие члены притча, а также, по благословению настоятеля прихода, миряне, имеющие хорошую богословскую подготовку.

2.3.Мирянин, не имеющий богословской подготовки, допускается с благословения настоятеля прихода или духовника Школы к преподаванию дисциплин, не относящихся к вероучительным.

3.Состав учащихся

3.1.Прием в Школу ведется на основании заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых).

3.2.Учащиеся Школы, в зависимости от состава, могут разделяться на определенные возрастные группы.

Могут также организовываться одновозрастные группы по количеству классов, смешанные и семейные группы.

3.3.Родители (и лица их заменяющие), не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.

3.4.Внешний облик учащих и учащихся должен соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.

4.Время, место и формы проведения занятий

4.1.По благословению Настоятеля учебный год начинается в сентябре и оканчивается в мае. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.

4.2.Занятия могут проводиться не только по воскресным дням, но в любые другие дни.

4.3.Занятия могут проводиться в помещении на территории храма или в других соответствующих помещениях. С благословения настоятеля возможно проведение занятий на территории других учебных заведений по согласованию с администрацией данных учебных заведений.

4.4.В Школе должно быть составлено общее расписание занятий всех групп с указанием возраста учащихся, названия предмета (кружка), имени преподавателя, времени и места проведения.

4.5.Занятия в Школе начинаются и заканчиваются совместной молитвой учащихся и учителей.

4.6.Школа самостоятельна в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.

4.7.Кроме занятий учащиеся и преподаватели участвуют в жизни прихода, выполняют послушания, оказывают посильную помощь храму.

4.8.Обучение в Школе может быть рассчитано на определенное количество лет, согласно имеющимся программам.

4.9.По окончании обучения учащимся может быть выдано свидетельство, утвержденное ЕОРОиК.

4.10.Убранство помещений Школы должно соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.

5.Финансирование школы

5.1.Финансирование Школы находится в ведении Приходского Собрания и Приходского Совета.

5.2.Денежные и имущественные средства Школы формируются из средств прихода и добровольных благотворительных пожертвований.

Прекращение деятельности школы

1.Школа может временно прекратить свою деятельность по решению Приходского Собрания, что отмечается в протоколе собрания.

3.Настоятель подает на имя Архиерея рапорт о временном прекращении деятельности Школы с объяснением причин такого решения и извещает об этом ЕОРОиК.

4.Полное прекращение деятельности Школы может произойти только в случае ликвидации Прихода.

(175)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *