Проводы тел усопших

Проводам предшествует прощание с телом покойного, которое совершается после чтения разрешительной молитвы.
Последнее целование совершается при пении трогательных песен: «Видя меня лежащим безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне все братья, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия: там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет».

При прощании с почившим родные и близкие обходят гроб с телом, целуют икону, лежащую во гробе, и венчик на лбу усопшего. Икону после прощания следует из гроба забрать. Ее можно оставить себе на молитвенную память, либо отдать в храм. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и ему простить то, в чем был виновен он сам.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника.
После прощания священник предает тело земле. Для этого после прощания, когда тело уже накрыто саваном, священник крестообразно посыпает тело землей со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Строго по уставу это положено делать на кладбище при опускании гроба в могилу, но поскольку такой возможности зачастую нет, то это делается там же, где проводится отпевание. В том случае, если прощание с покойным совершается, по какой-либо причине, не в храме, а на кладбище, тогда священник дает землю родственникам, и те сами высыпают ее также крестообразно на покрытое саваном тело усопшего перед закрытием гроба крышкой, читая при этом Трисвятое. Это действие совершается в знак покорности божественному повелению: «Земля еси и в землю отыдеши».

Вынос тела из храма или из дома производится ногами вперед. При выносе из храма сопровождается, иногда, колокольным перезвоном, что не имеет оснований в церковных уставах, но, тем не менее, служит выражением христианского благочестия, оповещая верующих об отшествии души из тела и тем призывая их к молитве за усопшего.

По указу Св. Синода от 1747 года, священники обязаны провожать тело усопших из дома до могилы. В современных городских условиях выполнение данного указа практически совершается очень редко в связи с удаленностью кладбищ и из-за большой загруженности священников. Поэтому проводы обычно ограничиваются символическим шествием с пением Трисвятого до машины, в которой повезут гроб.

(7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *