Исходя из веры в телесное воскресение и относясь к телу как к храму души, который освящен благодатию таинств, св. Церковь с самых первых времен своего существования проявляет особую заботу об останках умерших, братии по вере. Историческое описание погребения усопших дано в чине погребения Иисуса Христа, который соответствовал ветхозаветному обряду. По примеру благочестивой древности погребению усопших и в настоящее время предшествуют различные символические действия, выполняемых в определенном порядке.
Вначале тело умершего омывается водой (см. Деян.9,37: «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла; ее омыли и положили в горнице»). Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло; крестообразными движениями трижды отирают все части тела, начиная от головы. Тела умерших архиереев и священников не омываются водою, а обтираются губкой, пропитанной деревянным маслом. Это делается не мирянами, а священнослужителями (священниками или диаконами).
После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего, так как каждый должен будет дать ответ на будущем суде не только как христианин, но и как исполнитель конкретного земного служения, которое он совершал. В современном мире соответствие одежды званию и служению сохранилось лишь в армии и у священства, поэтому архиереев и священников облекают в священные одежды, в правую руку вкладывается крест, а на грудь кладут Евангелие. В знак того, что священник был «совершитель тайн Божиих, и особенно святых тайн тела и крови Христовых», лицо его по смерти закрывается воздухом (специальным платом), поднимать который не принято. Диакону влагают в руку кадило.
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился – крестильный), полагается в гроб, как бы в ковчег для сохранения, лицом вверх. Голову христианки покрывают платком, полностью закрывающим волосы, причем концы его можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Прежде положения в гроб, тело и гроб окропляются святой водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, как свидетельство веры усопшего в распятого Христа. Лоб украшается венчиком в напоминание о том венце, которого желал апостол Павел, и который готовится всем верующим и проводящим достойную христианскую жизнь. «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим.4,28).
В руки умершего мирянина полагают икону или крест – свидетельство веры во Христа. На умершего мирянина, кроме обычных одежд, полагается саван – белый покров, напоминающий о чистоте одежды крещения, и в знак веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея кладется мантия, а покров – сверх мантии. При гробе зажигают свечи. Один подсвечник ставится у головы, другой –- в ногах, и два – по бокам гроба, изображая крест. Свечи, в данном случае, напоминают о переходе умершего от темной земной жизни к истинному свету.
(18)