Загробная жизнь еще до всеобщего воскресения не для всех одинакова. Души скончавшихся в вере и святости пребывают в состоянии света, покоя и предвкушения вечного блаженства, а души грешников в другом положении – во мраке, беспокойствии и ожидании вечного мучения. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который так называется в отличие от всеобщего Страшного Суда потому, что он бывает сразу после смерти, и потому, что на нем лишь предрешается участь каждого, но не назначается полное и окончательное воздаяние.
О том, что такой суд совершается, есть довольно ясные свидетельства Священного Писания. Так св. ап.Павел говорит: «Человеку положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9,27), то есть всякому должно умереть и после смерти предстать на суд. Видно, что здесь идет речь не о всеобщем Суде при втором пришествии Христа, когда души предстанут вместе с воскресшими телами (2Кор.5,10; 2Тим.4,8). Сам Господь в притче о богатом и Лазаре указал, что праведный Лазарь тотчас после смерти был отнесен ангелами на лоно Авраамово, немилосердный же богач оказался в аду (Лк.16,22-23). А раскаявшемуся разбойнику Господь сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43), то есть не во время второго пришествия, а сегодня, сразу после кончины.
Что происходит с телом человека после кончины мы видели и знаем; что же бывает с невидимой душой – не видим, однако из Предания Св. Церкви знаем, что в течение 40 дней после смерти душа пребывает в различных состояниях.
Исход души и что в это время происходит около нее св. отцы описывают так: «Душе предстанут ангелы добрые и злые. Видение последних до крайности смутит душу; отраду она находит в видении и защите ангелов добрых. Тогда человеку великою помощью, отрадою служат его добрые дела и чистая совесть. Тогда послушание, смиренномудрие, добрые дела и терпение помогут душе и она, сопровождаемая ангелами, в великой радости идет к Спасителю. Душу же страстную, грехолюбивую отводят злые духи в ад для мучения» (св. Феодор Студит).
Св. Макарию Александрийскому явились однажды два Ангела и рассказали: «Душа как благочестивого человека, так и неблагочестивого, приходит в испуг и устрашается присутствием страшных и грозных ангелов. Она слышит и понимает слезы и рыдания окружающих ее людей, но не может ни произнести ни одного слова, ни подать голоса. Ее смущают предстоящий дальний путь, новый образ жизни и разлучение с телом».
Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Бог спасет создание рук Своих, исключая лишь тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру, так что левая сторона весов слишком много перетягивает правую. Ибо богопросвещенные мужи говорят, что при последнем издыхании дела человеческие как бы взвешиваются на весах, и если, во-первых, правая сторона возьмет перевес над левою, тот человек, очевидно, испустит душу между сонмом благих Ангелов; во-вторых, если та и другая в равновесии, тогда без сомнения побеждает человеколюбие Божие; в-третьих, если весы преклоняются на левую, но мало, то милосердие Божие и тогда восполнит недостаток. Это три Божественных суда Владыки: правосудный, человеколюбивый и преблагой. В-четвертых, когда злые дела берут великий перевес».
Особо выделяются Церковью 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти. Обычай совершать поминовение в эти дни восходит к глубокой древности, хотя общецерковное установление появляется в V веке в 7-й книге апостольских постановлений.
Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни? Св. Макарий Александрийский передает нам следующее ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые 40 дней после смерти. «Когда совершается таинство смерти и душа отделится от тела, она – душа, в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении Ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. Она скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день, в подражание Воскресению Христову, происшедшему в третий день, всякой христианской душе полагается вознестись на небеса для поклонения Богу». Вот почему в этот день имеем обыкновение совершать приношение и молитву за душу умершего. Тело в третий день предается земле, а душа должна вознестись на небо: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл.12,7).
«…После поклонения Богу повелевается показать душе различные обители Святых и красоту рая. Хождение и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Создателя всего – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в безпечности и не послужила Богу, как должно. После рассмотрения рая душа в девятый день (от своего разлучения с телом) опять возносится на поклонение Богу… После второго поклонения Владыка повелевает показать душе ад со всеми его муками. Водимая душа видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов. В продолжении 30-ти дней душа водится по адским отделениям, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной там на заключение. Наконец, в сороковой день после разлучения с телом,душа в третий уже раз возносится на поклонение Богу. И только теперь праведный Судия определяет ей приличное по ее делам и земной жизни местопребывание… Итак, хорошо поступают родные и близкие покойного, когда в третий, девятый и сороковой день заказывают в Церкви по усопшему панихиду и отмечают эти дни молитвами и приношениями.
В отдельных местах, как на Востоке, так и на Западе, вместо 9-го и 40-го дня поминовения совершались в 7-й и 30-й дни.
Поминовение в 7-й день соответствует ветхозаветному предписанию: «Плач об умершем 7 дней» (Сирах.22,11), «Сделал Иосиф плач об отце 7 дней» (Быт.50,10). Поминовение в тридцатый день также имело основание в ветхозаветной практике. И Аарона (Чис.20,29), и Моисея (Втор.31,8) сыны израилевы оплакивали 30 дней. Постепенно на Востоке для поминовения усопших были приняты 3-й, 9-й, 40-й дни, а на Западе – 7-й и 30-й.